Илья Ефимович Репин(род. 5.08.1844, Чугуев, ныне Харьковской области, — ум. 29.9.1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области) – один из величайших русских живописцев. И. Е. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской Академии Художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок (“Передвижники”). В годы учёбы Р. сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем.
В 1860-е гг. он работал над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, — над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц. Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах.
Портрет Веры Шевцовой, 1869г.С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге».
Бурлаки на Волге, 1870–1873гг.Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Р. передал индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. Эта работа Репина стала новым явлением в русской живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу общества — народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством.
В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих лет «Парижское кафе» свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни.
«Парижское кафе», 1874—1875гг.Вернувшись из-за границы, Репин едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации
«Мужичок из робких», 1877г.В конце 1870 — начале 1880-х гг. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой , в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни. Эти произведения подготовили Репин к созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение.
Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине «Крестный ход в Курской губернии».
«Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883гг.Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Репин дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Это произведение Репин стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других «хозяевах» деревни.
В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения.
«Арест пропагандиста», 1880—1892гг.Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая живопись. В 1870—80-е гг. Репин создаёт и лучшие портреты. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее, созданной Репин, как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты русской жизни — столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты.
Портрет П. И. Пирогова, 1881г.В 1880—1900-е гг. Репин много работает над иллюстрациями. Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репин привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи. Последним значительным историческим произведением Репин была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—91, Русский музей, см. илл.), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878—1891гг.В 1890-е гг. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Репин отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние позиции. Лучшие произведения 1890—1900-х гг. — это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом.
Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репин — одна из вершин русского демократического искусства. В 1894—1907 Репин преподавал в АХ (в 1898—99 — ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. После 1917 Репин, живший в усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии). Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР.
В «Пенатах», где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин).
[По материалам Большой Советской Энциклопедии]
В фондах Музея истории города Мончегорска находится почтовая марка, выпущенная в честь возведения памятника Илье Ефимовичу в Москве.
Марка почтовая. 1959 г. Достоинством 10 копеек. Выпущена в честь возведения памятника И.Е. Репину в Москве. СССР